Бетонный пол, практичное и стойкое к внешним воздействиям покрытие, считается идеальным вариантом для общественных зданий, площадок и парковок авто. Но отличные эксплуатационные характеристики одновременно создают проблему при попытке хоть как-то его облагородить. Ведь даже очень качественная и утрамбованная стяжка после усадки не может похвастать идеально гладкой поверхностью, а обрабатывать и выравнивать уже набравший прочность бетон тяжело.
- Для чего нужна шлифовка?
- Сухая и влажная обработка
- Критерии выбора оборудования
- Стоимость работ
- Технология по шагам
Зачем это нужно?
Тем не менее от шлифования покрытия отказываться не стоит. После механической обработки старый бетонный пол освобождается от слабых и растрескавшихся верхних слоев, возвращая себе первоначальные свойства. Новую стяжку подвергают выравниванию для получения эксплуатируемой поверхности высокого качества, не нуждающейся в сложной отделке.
В том и в другом случае сокращаются расходы на содержание искусственных покрытий, и увеличивается их износостойкость. То есть разовое вложение денег в шлифовку обеспечивает длительную службу бетона без серьезных ремонтов или замены. Иногда такая обработка оказывается единственным способом удалить с плоскости старые въевшиеся загрязнения или отслоившийся слой.
Хорошо отшлифованное бетонное основание пола вполне прилично выглядит после нанесения тонкого слоя лака или эмали. Этого достаточно, чтобы стяжка не требовала особого ухода, оставалась прочной и долговечной в любых условиях. И это главное предназначение механической шлифовки, все остальное – лирика. После удаления слабого поверхностного слоя вы получите бетонный пол с высокими показателями адгезии, плотности (водонепроницаемости) и прочности, полностью соответствующей заявленной марке.
Шлифовка бесполезна, если пол имеет значительные неровности (свыше 5 мм) или отклонение от горизонтальной плоскости. Такие дефекты устраняются только повторной заливкой.
Виды шлифовки
В зависимости от применяемой технологии различают два способа шлифования:
- Сухое.
Достаточно длительный и пыльный процесс. Но он гарантирует и высокое качество – плоскость пола хорошо просматривается, а значит, можно вовремя заметить пропущенные места. Чтобы уменьшить пылеобразование, сухую обработку проводят с использованием промышленного пылесоса.
- Влажное.
Это уже не просто шлифовка бетонного пола, а полноценная его полировка, после которой получают поверхность зеркальной гладкости. Такое качество требуется, когда нужно «проявить» структуру бетона, украшенного минеральной крошкой или мозаикой. Несмотря на использование в работе воды, связывающей цементную пыль, увидеть результат влажного шлифования еще сложнее, чем при сухом способе, поэтому шлам желательно удалять с помощью водососов.
Подбор оборудования
Выбор инструмента зависит от площади обрабатываемого пола. Парковки, торговые залы, заводские цеха и другие крупные объекты могут обслуживать только двухроторные вертолеты, а также тяжелые шлифмашины с планетарным механизмом. Вращение режущей части дисков с алмазными сегментами должно быть разнонаправленным, чтобы бетонное покрытие стало идеально ровным.
Такое оборудование имеет профессиональное исполнение или же предназначается для домашнего использования. При этом разница в цене чувствительна. К примеру, популярная у специалистов по шлифовке машина Klindex Expander стоит порядка 20 000 €, а компактную модель НТС с одним диском можно купить всего за 200 000 рублей. Вертолет для ручной затирки и вовсе обойдется в 140 000 – 160 000.
Для домашнего применения на небольших площадях подойдет обычная болгарка мощностью 1,2-1,5 кВт с чашами диаметром не меньше 150 мм. Работа с ней, конечно, будет более трудоемкой и долгой, зато вы сможете хорошо отшлифовать бетонный пол даже в самых трудных местах. Для болгарки также понадобятся алмазные насадки в форме плоских чаш. Впрочем, лучше оставить УШМ для углов и периметра стяжки, а основную поверхность пройти более тяжелой техникой.
Огромное значение имеет крупность абразива на режущих кромках шлифовальных машин. На всех расходниках обязательно указывается зернистость, которая и определит качество получаемой поверхности:
1. 25-40 – для первичного грубого выравнивания;
2. от 400 – шлифовка бетона, обеспечивающая гладкость и дополнительное упрочнение пола;
3. от 1500 – заключительная полировка бетонного пола.
Что касается надежности техники, то лучше выбирать оборудование европейского или американского производства. Наши заводы, к сожалению, пока не создают ничего действительно безотказного, разве что болгарки и компактные машины для домашнего применения.
Расценки на профессиональную шлифовку
Стоимость работ в первую очередь зависит от исходного качества поверхности и прочности. Состояние пола для расчета сметы определяют на месте представители подрядчика. Первичный осмотр обойдется вам примерно в 3 000 рублей, но если вы поручите шлифование этой же фирме, можете рассчитывать, что потраченную сумму потом вычтут из общей стоимости.
Наименование работ | Минимальная цена, руб/м2 |
Выравнивание до 3 см | 620 |
Грубая шлифовка | 180 |
Финишная шлифовка | 140 |
Полирование бетонного пола | 110 |
Шлифование высокопрочных бетонов | 230 |
Удаление декоративного покрытия | 260 |
Шлифование ж/б лестниц | 800 |
Заглаживание вертолетом | 140 |
Расценки на шлифовку увеличатся, если параллельно с механической обработкой вы заказываете пропитку бетона. Стоимость топпинга также оплачивается отдельно.
Пошаговое выполнение работ
По технологии шлифование бетонного пола необходимо производить дважды: вертолетом в возрасте 3-5 дней и через пару недель после окончательного застывания раствора. В первый раз механическая обработка преследует цель не столько выравнивания, сколько удаления хрупкого слоя цементного молочка. Пропускать этот этап шлифовки нельзя, так как слабая поверхность, лишенная каких-либо заполнителей, начнет разрушаться при малейшей нагрузке и пылить. Покрытия же на такой стяжке и вовсе держаться не будут – отслоятся вместе с застывшим молочком.
На этой стадии лучше всего применять так называемый вертолет для шлифовки бетонного пола – лопастную затирочную машину. Для небольшой площади хватит электрической ручной модели с одним диском, на крупных объектах используют широкие двухроторные агрегаты. В любом случае проходов техники потребуется не меньше двух: на малой и высокой скорости.
При повторной обработке застывшей стяжки получают готовый под отделку пол. Выполнение этого этапа мы и разберем по шагам.
1. Перед шлифовкой необходимо оценить состояние бетона, определить разницу высот и заделать эпоксидной мастикой все трещины.
2. Если из стяжки выступает арматура или металлические закладные элементы, они аккуратно срезаются болгаркой.
3. Следующий шаг – нанесение упрочняющего состава, который закроет поры в монолите. Если после шлифовки бетонное покрытие будет полироваться до глянцевого блеска, пропитка выполняется непосредственно перед этим финишным этапом.
4. Собственно шлифование абразивными дисками разной зернистости до получения требуемого качества поверхности.
По окончании работ бетонный пол очищается от пыли и покрывается выбранным защитным составом в несколько слоев.