Самостоятельная вязка арматуры для фундамента

Фундамент будет долговечным и устойчивым к различным нагрузкам, если соблюдается несколько основополагающих факторов: верный выбор арматурного проката (сечение и вид), марка и качество бетона, а также правильно подобранная методика скрепления стержней в единый каркас – так называемая вязка арматуры.

Вязка арматурных прутьев

Оглавление:

  1. Что представляет собой арматурный каркас?
  2. Что выбрать – проволоку или хомуты из пластика?
  3. Обзор способов вязки

Для чего нужен арматурный «скелет»?

Как известно, застывший бетон обладает высоким уровнем прочности, прекрасно противостоит сжатию, но при этом слаб в отношении нагрузок на растяжение, сдвиг, изгиб. Проще говоря, бетонной конструкции не хватает должного уровня пластичности, из-за которой готовый фундамент или стена трескаются, расслаиваются, появляются другие видимые и скрытые дефекты. Этот недостаток призван устранить армирующий каркас.

Арматурный прокат – это металлические или композитные стержни круглого сечения диаметром от 4 до 80 мм. Пруты нарезаются, связываются в единый пространственный каркас с интервалом между соседними элементами в 40-60 см, и устанавливаются в опалубку перед заливкой товарного бетона и формирования монолитной плиты. Полученная единая конструкция именуется железобетоном и отличается лучшими техническими характеристиками по сравнению с обычной бетонной заготовкой.

Варианты сборки каркаса

Стальная арматура выпускается нескольких видов:

1. Монтажная. Используется для формирования пространственного «скелета». Нарезанные арматурные пруты укладываются и фиксируются поперечно в вертикальной и горизонтальной плоскости. Самый явный отличительный признак – гладкий профиль и маркировка А1 или А240.

2. Рабочая. Этот тип изделий располагается в каркасе продольно (в горизонтальной плоскости), поэтому в готовой конструкции принимает на себя нагрузки на изгиб, сдвиг, растяжение, компенсируя напряжение бетонного камня. Профиль этого вида периодический (рифленый) трех типов: кольцевой, серповидный, смешанный. Выпускается в классах A-II, A-III, A-IV, A-V, A-VI.

К примеру, для формирования монолитной плиты фундамента для горизонтальных перпендикулярно расположенных сеток используется рабочая арматура, а для вертикальных связок между ними – монтажная.

Самое уязвимое место в арматурном каркасе – места перекрестий. Для их скрепления пользуются двумя способами:

  • Сварка. Этот профессионалы считают наиболее надежным, но здесь есть несколько весомых условий. Во-первых, сваривать можно только те стальные стержни, которые имеют маркировку «С» (А400С, А500С). Во-вторых, стоимость продукции и работ заметно удорожает строительство, ведь нужен сварной аппарат с комплектующими и специалист по сварке. Самостоятельно эту процедуру осуществлять настоятельно не рекомендуется. В третьих, сроки формирования арматурного каркаса существенно удлиняются.
  • Вязка арматуры своими руками. Это наиболее быстрый и дешевый способ соединения деталей. Область перекрестий плотно скрепляется специально предназначенным для этого материалом: вязальной проволокой диаметром 1,2-1,4 мм или пластиковыми хомутами.

Чаще всего мастера предпочитают именно второй метод. Схема проста, но и здесь есть свои подводные камни. Приведенная ниже инструкция поможет начинающим мастерам своими руками правильно закрепить арматурный прокат в единый каркас.

Применение сварочного аппарата и проволоки

Вязальная проволока или пластиковые хомуты?

Первый и самый распространенный способ работы – вязка вручную или с использованием подручных механических средств. Для этих целей можно воспользоваться плоскогубцами, промышленным вязальным крючком (цанги) или самодельным. Качество соединений зависит от опыта мастера.

Помимо инструмента потребуются фиксаторы и расходный вязальный материал. Работа вручную допускает применение проволоки или пластиковых хомутов. Стальной прокат довольно мягкий, выпускается двух разновидностей:

  • оцинкованный;
  • простой черный.

Если арматура будет полностью скрыта бетоном, то можно выбрать более дешевую, неоцинкованную проволоку. Но если формируется, к примеру, фундамент с выводом арматурных связок над плоскостью бетона (для последующей установки колонн или других элементов), то лучше применять сталепрокат, защищенный цинковой оболочкой от коррозии.

Для металлического арматурного проката надо использовать проволоку, а пластиковые хомуты следует оставить для композитного. И не стоит менять сталь на гибкий ПВХ. Выгода в цене отсутствует, а в прочности и долговечности фундамент или плита может потерять существенно. Все же на разрыв пластик гораздо слабее металла, а все заверения продавцов в обратном – не что иное как маркетинговое продвижение товара.

Использование пластиковых хомутов

Второй способ работы с арматурными стержнями – вязка при помощи электроинструментов. В эту категорию можно отнести промышленную насадку-крючок на дрель или шуруповерт и вязальный пистолет электрический или аккумуляторный. Последний особенно интересен. Представляет собой специальный механизм, напоминающий газовый ключ особо крупных размеров, который после запуска самостоятельно обвязывает место перекрестий арматурных прутов и плотно затягивает связку.

Как утверждают опытные мастера, пистолет удобен на горизонтальных поверхностях, вязка каркаса монолитной плиты проводится быстро (время операции – 1-2 секунды), правильно и эффективно. Но он не подходит для труднодоступных мест. В минусе аппарата также высокий расход проволоки и необходимость частой перезарядки батареи, особенно если формируется фундамент под крупный объект.

Пистолет для фиксации проволоки

Схема действий

Сначала рассмотрим, как проводится вязка металлического проката арматурным крючком.

Первый способ:

  • Взять проволоку в руки, сложить пополам.
  • Изогнуть вокруг пальца приблизительно на 1/3 (считая от петли).
  • Наложить на арматуру и захватить петлю крючком.
  • Прокрутить инструмент и захватить им второй конец проволоки, при этом потянуть конец стального шнура на себя. Вязка проводится в 3-5 оборотов.
  • Убрать цангу и загнуть концы. Если слишком длинные – обрезать.

Точное количество оборотов нужно определять опытным путем. Обвязка не должна быть слабой, хлипкой, а слишком тугая может вытянуть и истончить проволоку.

Второй метод:

  • Сталепрокат сложить пополам.
  • Прижать пальцами к арматурному прутку и загнуть концы на себя.
  • Вставить крючок, прокрутить 3-4 раза, убрать и загнуть концы.

Каркас в этом случае получается более надежным, а фундамент монолитной плиты – прочным и долговечным.

Способы скрепления арматурного каркаса

Третий способ:

  • Отрез проволоки длиной не более 30-40 см сложить пополам.
  • Завести снизу.
  • Захватить крючком петлю.
  • Оставшиеся концы перегнуть через цангу.
  • Образовавшуюся множественную петлю прокрутить 3-5 раз.

Эта схема позволяет жестко зафиксировать область перекрестий в любом случае. Используется и когда фундамент ленточный, и при формировании свайной разновидности.

Четвертый метод:

  • Кусок проволоки сложить пополам.
  • Вставить крючок в петлю и захватить им другой конец.
  • Одновременно загнуть проволочный отрез вниз, перекидывая через цангу.
  • Потянуть инструмент на себя и прокрутить 3-4 раза.

Этот способ используется для того, чтобы обучить новичков правильно вязать арматуру крючком. Последний метод хорош при использовании полуавтоматической винтовой цанги или дрели со специальной насадкой.

СтроительЛист
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.