Даже если вы не строите загородную резиденцию в 2-3 этажа, без лестницы в доме вряд ли удастся обойтись. Это могут быть бетонные ступеньки для крыльца или спуск в подвал, в любом случае поработать с раствором придется. Самым сложным будет правильно собрать опалубку. Хотя технология мало отличается от обычного монтажа формы под фундамент, создание из щитов объемной проекции лестницы требует знаний и терпения. Как все сделать правильно – читайте в нашем руководстве.
Выбор материалов
Опалубка для бетонной лестницы обычно изготавливается самостоятельно, так как заказывать ее на заводе ради одного раза слишком дорого, а стандартные габариты могут и не подойти по размерам. Традиционно для каркаса закупают дерево – оно достаточно легкое и прочное. Доски берут толщиной 3-4 см, а бруски – сечением 10х10 мм (мощнее, чем для фундамента).
1. Палубы сложной формы лучше выпиливать из прочных листов фанеры 21 мм. Радиусные стенки можно делать из 9-миллиметровых панелей, но чтобы раствор их не выдавил, потребуется выстроить схему ребер жесткости.
2. В качестве крепления лучше использовать саморезы, а не гвозди, чтобы облегчить себе демонтажные работы и не развалить всю конструкцию молотком. Длина шурупов должна быть на 40 мм больше толщины листа, диаметра хватит и в 3,5-4 мм.
3. Отдельные элементы палубы усиливаются деревянными брусками или металлическим уголком. Особое внимание нужно уделить схеме укрепления донной части формы, если это опалубка для лестницы маршевого типа. Без поперечных ребер жесткости фанера под тяжестью бетона просто прогнется.
4. Основное отличие лестничного каркаса – стальная арматура для бетона, которая монтируется одновременно с формой, а не укладывается непосредственно перед заливкой.
Этапы сборки
Опалубка для строительства крыльца благодаря относительной простоте конструкции и небольшим размерам легко изготавливается своими силами. Полноценной лестницей короткий ряд ступеней назвать нельзя, но для освоения технологии объекта лучше не сыскать. Для начала потребуется сделать проект или эскиз со всеми нанесенными размерами. По требованиям строительных норм минимальная ширина стационарной лестницы любого назначения составляет 80 см, высота ступеней – 17, а их комфортная глубина – 29-30. На основании этих параметров и нужно проектировать крыльцо из бетона. Отклонения от инструкции допускаются только при выборе ширины – ее лучше соотносить с внешним обликом дома.
Ступеньки на схеме располагаются так, чтобы воображаемая линия между верхней и нижней площадками находилась под углом 25-30° к горизонту. Если основание по каким-то соображениям нужно уменьшить, можно сделать более крутую лестницу с наклоном до 45°. Но для крыльца такое решение крайне нежелательно, так как мокрые или обледенелые ступеньки станут опасными.
План готов, материалы выбраны, следующий этап – монтаж опалубки и заливка бетоном. Инструкцию мы приводим по шагам:
1. На листе фанеры расчертить в натуральную величину боковые стенки крыльца и вырезать электролобзиком обе детали.
2. В соответствии с выбранным шагом соединить стенки поперечными брусками – они послужат опорой для вертикальных щитков. Если конструкция не слишком массивная, деревянные подступенки можно делать и без них.
3. Под крыльцом вырыть небольшую яму, засыпать гравием и/или песком, а затем утрамбовать. Примыкающую стенку цоколя и подготовленный грунт выстелить рубероидом.
4. Установить короб опалубки и закрепить его на вертикальных опорах, врытых в землю, чтобы бетон не выдавил стенки.
5. Внутрь уложить арматурную сетку: нижний пояс в нескольких сантиметрах от грунта, верхний – отдельно под каждой ступенькой и площадкой лестницы. Можно просто собрать клетку нужной конфигурации с помощью вертикальных перемычек, а потом вставить в короб опалубки, подложив плоские камни толщиной 2,5-3 см.
6. Армопояс жестко связать с выпусками из цоколя дома.
7. Очень широкий пролет придется дополнительно укрепить прибитыми поверху диагональными брусьями. Они будут компенсировать растягивающие нагрузки, выдавливающие доски подступенков.
8. Если крыльцо планируется оборудовать перилами, перед заливкой к арматуре нужно приварить или привязать закладные детали (отрезки стержней или стальные пластинки). По технологии они должны на несколько миллиметров выступать из бетона.
Когда опалубка для крыльца готова и надежно укреплена, можно переходить к бетонным работам. Практически сразу после заливки выполняется отделка лестницы плиткой или декоративным щебнем, которые чуть утапливаются в жидком растворе.
Варианты конструкций
Монолитная лестница отличается высокой прочностью и надежностью. В ней нет слабых мест, так как нет стыков или швов. А заливка бетона в изготовленную своими руками опалубку позволяет придавать маршам любую форму. Лестницы из бетона могут быть как сплошными винтовыми, так и маршевыми. Последние «собираются» из одного или 2-3 пролетов с переходными площадками между ними. Эффектный вариант – ступеньки на монолитных косоурах. Мощные опорные балки несут на себе вес всей конструкции, которой можно придать любое направление или форму.
Для входной группы нередко делают крыльцо из бетона в виде объемного монолита со ступеньками – мы его уже рассмотрели в руководстве по сборке опалубки. Это самый простой вариант с точки зрения монтажа, наиболее надежный в плане прочности, но уж очень массивный. В доме используются только традиционные лестницы одинаковой толщины.
Выбранная конструкция определит тип опалубки:
- Винтовая.
У таких лестниц ступени с одной стороны стремятся к центральной осевой линии, а то и вовсе сходятся у нее. При этом их геометрия не всегда бывает одинаковой. Нужные элементы опалубки придется вырезать отдельно для каждой ступеньки, что без серьезного опыта сделать практически нереально. Изготовление донной части формы еще больше усложнит весь процесс. Боковые стенки выполняют из выгнутой фанеры, но наборная система из деревянных планок будет прочнее. Для винтовых маршей лестницы из бетона сооружать опалубку своими руками очень сложно, если вы не профессионал. Поэтому здесь лучше переплатить, но заказать металлический каркас на заводе.
- Маршевая лестница.
В плане изготовления каркаса эта конструкция заметно проще, так как основные ее элементы имеют одинаковую форму и размер. Палуба представляет собой наклонный короб с вертикальными стенками для подступенков. При устройстве многомаршевых лестниц понадобится опалубка с промежуточными коробами для отливки поворотных площадок. Пролеты могут крепиться одной стороной к стене или устраиваться между двумя внутренними перегородками. Изредка встречаются марши, просто связанные концами с плитами перекрытий, но они забирают много свободного пространства.
Опалубка для одномаршевой лестницы собирается целым пролетом либо отдельными ячейками под каждую ступеньку. Но заливку бетона нужно делать, когда форма полностью смонтирована. Раствор подается порциями снизу вверх с перерывами около 15 минут, чтобы у основания он успел немного схватиться и обеспечивал дополнительный подпор при укладке верхних слоев.
Опалубка для лестницы ни в коем случае не должна повиснуть на верхней площадке – ей необходимо обеспечить надежный упор в пол через каждые полметра длины. Вертикальные стойки фиксируются с помощью толстых деревянных клиньев.
Будущие поверхности ступеней и торцы лестничных маршей выпиливают по заранее подготовленному шаблону, чтобы не допустить отклонения размеров. Каждая деталь перед нарезкой повторно промеряется, так как вся конструкция должна собираться плотно, без зазоров и перекосов.