Щебень фр. 5-20 используется для устройства фундаментов, создания стяжек, в дорожном строительстве, производстве бетонов. Бывает природным и искусственным по происхождению. Является продуктом дробления твердой каменной породы и состоит из обломков неправильной формы и фракций, разных по величине.
Разновидности
Природный стройматериал бывает:
1. гравийным, получаемым из карьеров или дна водоемов просеиванием и дроблением, самый окатанный из всех, значит, с малой адгезией в бетонах, потому наиболее дешевый;
2. гранитным, прочным, используемым чаще всего;
3. базальтовым, очень твердым, но редко применяемым из-за высокой стоимости получения;
4. известковым и доломитовым, довольно мягкими.
К искусственным щебням относятся:
- шлаковый, получаемый из футеровки металлургических печей;
- керамзитовый ― из спекшейся глины;
- вторичный ― результат измельчения продуктов сноса и ремонта зданий.
Каждый вид имеет уникальные свойства, что следует учитывать при выборе для конкретных строительных объектов.
Часто для сыпучих материалов, а к ним относится и щебенка, неправильно применяют понятие плотности. Берут массу монолита и делят на его объем. Но это не дает реальной картины для подсчета расходов. Ведь существуют изрядные промежутки и пустоты между отдельными кусками. И получается так, что истинная плотность строительного щебня из гранита равна примерно 2600 кг/м3, а насыпная, в частности, для фракции 5-20 ― 1,35 т/м3. То есть, 1м3 весит почти вдвое меньше. Какую это играет роль? Дело в том, что чем меньше пустот будет между зернами, то есть, чем выше насыпная плотность щебня, тем больше экономится песка и цемента для приготовления бетонов, и наоборот.
Сколько весит куб щебенки?
Это зависит от следующих причин.
1. Вид материала. Понятно, что вес 1 м3 гранита и, допустим, туфа не одинаков. И хотя лучше предварительно проверить эти показатели по накладным, средние значения насыпной плотности щебня фр. 5-20 таковы:
Наименование | Удельный сыпучий вес, кг/м3 | |
Щебень | гранитный | 1300-1470 |
гравийный | 1300-1600 | |
известковый | 1200-1300 | |
туфовый | 800 | |
шлаковый | 1200-1500 |
Самый легкий из искусственных ― керамзитовый: масса 1 м3 равна 270-450 кг. Наивысший показатель у вторично используемого продукта. Его плотность достигает 3000 кг/ м3.
2. Форма и размер фракций. Хорошо, если зерна кубовидные, но ведь допускается определенный процент лещадности, а пластинчатые и игольчатые могут как заполнять пустоты, так и способствовать их образованию.
3. Содержание влаги. Если гранит почти не впитывает воду, то в туфе может находиться 10% и более от объема. 1 м3 H2O ― это по массе равно 1000 кг. Легко посчитать, сколько щебень весит в мокром состоянии, зная долю жидкости.
Использование разных видов
1. Аэродромы и мосты, дороги и фундаменты зданий ― это простейший перечень сфер применения дробленого дикого камня. Вес гранитного щебня 5-20 и высокая плотность обусловили его лидерство как наполнителя в бетонах и материала в ландшафтном строительстве. Для последнего подбирается камень разных цветов и оттенков, что позволяет создавать на улицах настоящие шедевры живописи.
2. Плотность гравия ― одна из самых высоких, поэтому он предназначается для армирования бетонных сооружений. Используется также в дорожном строительстве, как верхний слой полотна.
3. Известняковый тип ― наполнитель в некрупных железобетонных конструкциях. Используется также как отделочный камень в облицовке, является сырьем для производства извести.
4. Малые вес и плотность туфового щебня повлияли на применение в качестве наполнителя для легких бетонов.
5. Большие масса и изломанность поверхности шлакового продукта являются предпосылками для отливок монолитных оснований под сооружения, конструкции, оборудование.
Зная вес 1 м3 щебня 5-20 (из накладных), можно посчитать, сколько понадобится для строительства объекта. Но если приходится брать весь сразу, надо добавить 10-20% от всей массы. Объясняется это лещадностью и возможным наличием воды. А лучше покупать за несколько раз, не будет большого остатка на выходе.
Большое значение имеет плотность щебня для перевозки и складирования. Благодаря удельному весу можно точно определить вид и количество транспортных единиц и наличие свободного места для хранения.